Важно
Данный текст написан, когда мне было 16 лет.
© Garçon
Михаил Афанасьевич Булгаков в конце своей творческой жизни создал поистине гениальное произведение — «Мастер и Маргарита». В романе одновременно представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов XX века, другой — с легендой (или правдой) об Иешуа Га-Ноцри.
События начинаются «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Партриарших прудах». В столице появляются Сатана и его свита. Начинаются четырехсуточные гастроли той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются как бы карающим мечом правосудия, обличающим и наказывающим различные проявления зла.
Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И что же обнаруживает здесь Воланд? Да то, что люди какими были, такими и остались.
Воланд грозой проносится над Москвой, карая глумливость и непорядочность. Перед нами проходит целая галерея персонажей весьма неприглядного толка. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей, никаноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками даёт в столичном Варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.
Но при этом дьявольские мишени строго избирательны. Воланд карает не всех подряд, а лишь тех, кто это заслужил, тех людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это.
А за что же наказан Берлиоз? Вина Берлиоза, его страшный непрощенный грех состоит в том, что он отрицает существование не только Иисуса Христа, и даже не только дьявола, но и вообще чего бы то ни было. Суть концепции Берлиоза состоит в том, что на свете вообще ничего нет, кроме той грубой эмпирической реальности, которая доступна нашему человеческому зрению. Именно поэтому Берлиоз и получает ничто, полное и абсолютное небытие. Воланд так мотивирует свое решение: «...все теории стоят одна на другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!» Берлиоз получил по своей вере.
Из всех героев романа нравственно чистыми остались лишь Мастер и Маргарита. В конце романа к нравственному просветлению приходит Иван Бездомный.
Но Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумашедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Сжигая рукопись, Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Вместо того, чтобы бороться, он убегает от жизни. Мастер принимает сторону зла, но делает это бессознательно, из-за слабости.
Но не всегда люди выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Маргарита сознательно стала ведьмой, чтобы помочь и вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Ее выбор никому не приносит горя и страдания, поэтому, наверное, ее выбор верен. А готовность Маргариты продать душу дьяволу доказывает ее истинную любовь к Мастеру.
Добро и Зло в романе Булгакова постоянно соперничают друг с другом. Добро и Зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.
Понятия Добра и Зла очень растяжимые. В разные времена, в разных странах, в разных социальных слоях критерии Добра и Зла были различными. И если еще кроме нашей цивилизации существуют и другие внеземные цивилизации (что теоритически не исключено), то для них понятия Добра и Зла могут оказаться совершенно другими, противоположным нашим.
Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец могущественного прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Но могущество его оказывается мнимым. Он трус, он верный пёс кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Он наказан не за то, что отправил на казнь Иешуа. Если бы Пилат совершил то же самое, находясь в ладу с самим собой и своим понятием о долге, чести, совести, — за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что он не сделал то, что оставаясь самим собой, должен был сделать.
Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га-Ноцри. И он казнён за то, что нёс людям добро, за то, что считал людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и высокий уровень сознания.
Между двумя романами — Мастера и о Мастере — существуют связь. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Но вечное стремление людей к добру неодолимо. Булгаков безусловно верил, что жизнь человека на земле не сводится к «двухмерному» земному бытию. Есть ещё иное «третье измерение», высшая реальность. Счастливый случай вмешаться в эту самую сверхреальность, попробовать переделать её, выпадает на долю Мастера и Маргариты. Подобно тому, как Маргарита получила право вмешаться в посмертную судьбу несчастной Фриды, Мастер получил право вмешаться в посмертную судьбу Понтия Пилата. Сцена прощения Пилата является почти точным повторением сцены прощения Фриды.
Писатель Михаил Булгаков в главной своей книге в роли единственной силы, обеспечивающей порядок, справедливость и гармонию во Вселенной («Всё будет правильно, на этом построен мир...»), представил Сатану. Быть может, это объясняется тем, что писатель утратил веру в могущество Добра?
Не будем вдаваться в существо спора, который ведёт (точнее, не хочет вести) Левий Матвей с Воландом. Не будем вдаваться также в объяснение тех причин, по которым Мастер «не заслужил света». Так, вероятно решил тот, кто послал Левия Матвея к Воланду, и, надо полагать, у него были для этого свои серьезные основания. Но, решив, что Мастер «заслужил покой», тот, кто принял это решение, сам его осуществить не может. Мало того! Он не может даже просто переадресовать его Воланду. Он вынужден просить. Левий Матвей так прямо и говорит: «Он просит тебя»
Но может быть, эта беспомощность Левия Матвея и Того, кто его послал, связана только с судьбой Мастера и Маргариты? Нет, судя по всему, они также беспомощны и во всех других случаях. Недаром же Воланд, предлагая Мастеру одной фразой закончить его роман, говорит: «Вам не надо просить за него Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать.» Выходит, что и за Понтия Пилата, уже заслужившего прощения, Тот, кто это прощение соизволил даровать, тоже вынужден был просить. И ни кого-нибудь, а всё того же Воланда.
Почему же так беспомощен у Булгакова Тот, кому, согласно вере его отцов, должна принадлежать верховная власть во Вселенной? Почему эту власть художник силой своего воображения отнял у Бога и отдал Дьяволу?
Ответ тут может быть только один: Булгаков «вымечтал» себе ту вечность, в какую у него достало душевных сил поверить. И — тоже получил по своей вере: рукопись его не сгорела.
Так что же несут Воланд и его спутники миру? Добро? Зло? Однозначно ответить нельзя. Мир не только черный или белый, он — разный. И какие бы поступки не совершал человек в этом мире, добрые или злые, внутри у каждого из нас должен быть свой стержень, свой кодекс чести, по которому необходимо действовать и жить.
А борьба Добра и Зла продолжается...
2000